Новости
Поиск по сайту
Советы педагога-психолога
Помощь детям перед ОГЭ и ЕГЭ - как снять эмоциональное напряжение
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Уважаемые родители!
Именно Ваша поддержка нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
- Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. - Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- Ø - пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- Ø - внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования, не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- Ø - если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- Ø - если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
Поведение родителей
В экзаменационную пору основная задача родителей - создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и... не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное - спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий.
Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он (она) - самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неѐ) в жизни получится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны, ведь "от хорошего слова даже кактусы лучше растут".
Питание и режим дня
Позаботьтесь об организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту пору и "от плюшек не толстеют!"
Не допускайте перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом дайте ребѐнку шоколадку... разумеется, это не баловство, а просто глюкоза стимулирует мозговую деятельность!
Психологические рекомендации
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника?
Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка,
- Избегать подчеркивания промахов ребенка,
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,
Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам, уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное - распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа.
Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.
Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Как обращаться с непослушными детьми
Трудности в адаптации пятиклассников - статья педагога-психолога
Не проспать своего ребенка. Проблема наркомании.
Принципы родительской помощи при нежелании учиться
Навязчивый страх плохой оценки. Что делать?
Взрослые и дети, нам важно подружиться!
Советы педагога-психолога и упражнения для налаживания взаимопонимания между детьми и взрослыми.
Сегодня всем нам так не хватает душевного взаимопонимания, чуткости, доверия друг к другу и особенно грустно, когда это происходит между самыми близкими людьми – родителями и детьми.
С постепенным взрослением ребенка мысль о будущей самостоятельности может быть пугающей не только для него самого, но и для родителей. А как хочется иногда воспринимать своего ребенка, "кровинушку свою", как собственное продолжение, так хочется, чтобы он сделал то, что не удалось мне, чтобы он был "изданием вторым, дополненным и усовершенствованным".
Извечный вопрос: «Что делать и как достичь равновесия?»
Наилучшее взаимопонимание между ребенком и родителями устанавливается при возникновении между ними тесных, неразрывных связей с раннего детства. Это помогает реализовать все лучшее, что есть в родителях и их детях. И важно помнить, что по мере развития ребенка эта связь видоизменяется.
Младший школьный возраст - это первый этап осознанного отношения ребенка к общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль взрослого в этот период - это защитник, поэтому очень важным моментом является максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Многие родители считают, что у маленьких детей априори не может быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость. Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков, как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Наши практические наработки позволяют говорить о новом стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком. Это "стиль сближения", в основе которого лежит по существу здравый смысл, к которому мы бы все прислушивались, если бы полагались на заложенные в нас природой инстинкты.
Сближение взрослых и детей возможно при желании родителей узнать своего ребенка и помочь ему чувствовать себя хорошо. И получать удовольствие от своей роли родителей.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра, с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребенка. А взрослый в игре снова становится ребенком и начинает лучше понимать свое чадо. Играя с ребенком, вы заметите изменения в его настроении, поведении и самочувствии, при этом не забывайте хвалить и поощрять ребенка, будьте искренни и активны.
Например, вам с ребенком можно поиграть в игры, которые помогают расслабиться, снять излишнее психо-эмоциональное напряжение, что в наше время очень полезно и взрослым и детям. Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения, успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно повторить 3 раза.
Упражнение «Солнышко»
Сядь поудобнее и закрой глаза. Три раза глубоко вздохни…и выдохни…
Представь себе, что сейчас чудесный день, и над тобой проплывает серое облачко, на которое ты можешь уложить сейчас все свои горести и заботы. Дай всем твоим заботам просто улететь с ним… (пауза)
Представь себе, что небо над тобой ярко-голубое, что легкие лучи солнца согревают тебя…(пауза)
Ты чувствуешь себя надежно защищенным – так мирно и спокойно вокруг. .. (пауза)
Ты думаешь, что сегодня ты такой же замечательный и теплый, как солнце…
Представь себе, что при вдохе твое тело наполняется солнечным светом – от головы до кончиков пальцев ног… А когда выдыхаешь, представь себе, что все чувства, которые не нужны тебе сейчас покидают тебя.
Ты вдыхаешь золотой свет, а выдыхаешь неприятные чувства…
Не спеша возвращаемся назад, сюда, в эту комнату
Вздохни глубоко и легко.
Упражнение «Подарок под ёлкой»
«Представь себе, что скоро новогодний праздник. Ты целый год мечтал о замечательном подарке. Вот ты подходишь к елке, крепко-крепко зажмуриваешь глаза и делаешь глубокий вдох. Затаи дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохни и открой глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед тобой! Ты рад? Улыбнись». После выполнения упражнения можно обсудить (если ребенок захочет), кто о чем мечтает.
Также нам всем очень не хватает тактильных прикосновений, телесного контакта, особенно это важно для маленьких детей.
Вы можете делать друг другу замечательный массаж, для расслабления напряженных мышц или для успокоения перед сном. Ведь наши любящие руки: и взрослого и ребенка могут принести гораздо больше пользы, чем руки более знающего, но формально, относящегося к своей работе массажиста.
И этот ласковый обоюдный массаж делает нас спокойнее, добрее и отзывчивее друг к другу.
«Тактильный массаж»
Упражнение может выполняться под тихую, спокойную музыку. Первым может быть взрослый, он встает за спину ребенка, ребенок закрывает глазки. Взрослый одновременно говорит слова и прикасается к спине ребенка легкими массирующими движениями.
«Представь, как по твоей спинке летит тополиный пух или лепестки цветущей яблони. А теперь пошел теплый летний дождь и редкие капли касаются твоей спинки, их все больше и больше, они превращаются в маленькие ручейки, растекающиеся по спине. А сейчас ручейки соединяются и становятся маленькой речкой (нажим слегка увеличивается) И вдоль речки пошли на прогулку маленькие утята (пощипывающие движении вдоль позвоночника) …, слонята… А потом они легли на зеленую травку и стали смотреть на белые пушистые облака ( круговые мягкие легкие движения)…
Ребенку жизненно важно общение со взрослыми. И когда родители читают ребенку сказки, рассказывают, играют с ним, границы его мира расширяются и он легче приспосабливается к окружающему миру.
С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать ему преодолевать негативные стороны его формирующееся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятившим жизнь подвигам во имя людей и т.д.
А еще, если ваш ребенок тревожен, агрессивен, капризен, вы можете помочь ему справиться с существующей его проблемой страха, одиночества, неуверенности, сочинив для него сказку.
Придумайте фантастическое существо, слегка внешне и характером похожее на ребенка, у которого по сказочному сюжету появляется множество возможностей и выборов для преодоления препятствий. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.
В игре можно использовать свой придуманный сказочный сюжет, где ребенок и взрослый могут почувствовать себя героями сказки, провести параллель между сюжетом и собственной жизнью, извлечь некий урок и понять скрытое сообщение, зашифрованное в сказке. Дети стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Последовательность сказочного сюжета такова:
Жили-были (с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки, герои: феи, волшебники, принцессы, принцы и т.п.)
И вдруг однажды…герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, вызовом, совпадающим по характеру с проблемой ребенка
Из-за этого…. Сказка меняет направление, чтобы показать в чем состоит решение проблемы и как это делают герои сказки
Кульминация Победа Герои сказки справляются с трудностями
Развязка Результат действий героев сказки:
Отрицательный герой, совершивший плохой поступок, наказан
Положительный герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, вознагражден.
Мораль Герои сказки извлекают уроки из своих действий, их жизнь радикально изменяется.
Например, у детей очень часто встречается страх темноты, можно придумать сказочный сюжет, где изначальный страх могут победить другие эмоции (любовь, вина, обида).
«…Жила-была совушка. Она так боялась темноты, что часто оставалась голодной, потому что когда остальные совы охотились, она сидела в своем домике и тряслась от страха. Однажды днём она встретилась с филином и они подружились. Филин много рассказывал ей о своих ночных путешествиях. Пришло время и совушка решилась отправиться в ночной полет вместе со своим другом. И ей удалось поймать огромного жука! С тех пор сова летала по ночам, а лесные жители прозвали её смелой охотницей».
И последнее: когда дети становятся постарше, в средней, старшей школе, как вы думаете, с какими вопросами чаще всего к психологу приходят родители…
Как заставить ребенка учиться? Как сделать так, чтобы он меня услышал?
А ведь и жизненный опыт и научные исследования доказывают, что в основе этих проблем – недостаток общения ребенка с близкими людьми.
Важно помнить, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили радость и Вам и ребенку!
Педагог-психолог Корягина Д.Ю.